Однажды у китайского разбойника Чжи спросили:
- Есть ли у разбойников свое учение?
- Разве можно выходить на промысел без учения? – ответил Чжи. – Угадать, что в доме есть сокровище, – мудрость. Войти в него первым – смелость. Выйти последним – справедливость. Понять, возможен ли грабеж, – знание. Разделить добычу поровну – милосердие. Без этих пяти добродетелей никто не может стать крупным разбойником.
Отсюда видно, говорят даосисты, что если без учения мудрецов нельзя стать добрым человеком, то без учения мудрецов нельзя стать и разбойником.
Но добрых людей мало, а недобрых много. Поэтому польза, которую приносят мудрецы, невелика, а вред – велик.
Если мудрецов прогнать, продолжали гнуть свою линию китайцы, а разбойников оставить в покое, в Поднебесной воцарится порядок. Когда мудрецы перемрут, исчезнут и большие грабители. Управлять государством, уважая мудрецов, означает соблюдать выгоду разбойников.
Если следовать этой даосской логике, то массовые поиски мудрецов означают, что разбойники обмельчали.
Может, пока не поздно, остановиться – проживем еще год без умных. А там посмотрим.
- От Сергея Балуева ("812 Город")