lemuel55 (lemuel55) wrote,
lemuel55
lemuel55

феофан прокопович

Это къ-вопросу о красноречии. Из самых безобидных, неконтроверсиальных фрагментов.
Наша речь многим обязана Феофану - да хотя бы словом "информация".


…Яко же бо река, далей и далей проводя течение свое, больше и больше растет, получая себе прибаву из припадающих потоков, и тако походом своим умножается и великую приемлет силу, тако и странствование человеку благоразумному прибавляет много. Чего ж много прибавляет? Телесныя ли силы? Но тая подорожными неугодами слабеет. Богатства ли? Кроме купцов единых, прочиим убыточно есть. Чего ж инаго? Того, еже есть и собственному и общему добру основание – искусства. Не всуе бо славный оный стихотворец еллинский Омир в начале книг своих, «Одиссеа» нарицаемых, хотя кратко похвалити Улисса, вождя греческого, о котором повесть долгую поет, нарицает сего мужа – многих людей обычаи и грады видевшаго. Сокращенная похвала, но великая: многия бо и великия пользы сокращенно содержит. Отсюду умножается главная оная мудрость, еже от твари познавати творца. …И сию то философию сказал быти Антонии Великий, егда вопрошающым его языческим философом, где суть книги его, показал на весь мир и рекл: «Сия есть книга моя». Молю же, тот ли книгу сию чтет лучше, которому где в очах горизонт кончится, там всего мира конец мнится быти, или той, который, странствуя, видел реки и моря, и земель различие, и времен разнствие, и дивных естеств множество?

…Сверх того перегринация, или странствование, дивно объясняет разум к правительству и есть, смелее реку, есть тая лучшая и живая честныя политики школа. Предлагает бо не на хартии [бумаге], но в самом деле, не слуху, но самому видению обычаи и поведения народов. Егда тое ж слышим от повестей или чтем в книгах исторических, много не хощет мысль верити; не мало бо и ложне повествуется.

…И сие то самым искусством уведав, древний оный высокаго разсуждения учитель Иероним таковое к познанию истории подает правило: «Аще, - рече, - хощеши греческих стихотворцев и историков книги добре уразумети, посети и обыди Пелопонем и Аттигу, что ныне Морреею нарицают. А к лучшему уразумению ветхозаконных историй не вем как то свет велий подает осмотрение Иудеи и Сирии». Кольми паче все то яснее познается, егда, странствующе, не на голыя только древних дел места смотрим, но и самые народов дела и деяния, промыслы, советы, суды, нравы и правительства образы ясно видим. Тут благоразумный человек видит многоизменныя фортуны играния и учится кротости, видит вины благополучий и учится правилу, видит вину злоключений и учится бодрости и оберегательства, зрит же в чужих народах, аки в зерцале, свои собственныя и своего народа и исправления и недостатки; сами бо себе в самех же нас (не вем как то) не ясно познаем, и так, аки пчела, оставляя вредная, избирает, что лучше видит быти и к своему и к народному исправлению. Словом рещи: странствование не во многих летах мудрейшим далече творит человека, нежели многолетняя старость.

Особенно же делам военным изрещи трудно как изрядно обучает перегринация.


Subscribe

  • (no subject)

    Оч. красивое слово – реальгар. Также красивое слово – ламбрекен. К нему есть рифма собакéн (Canis familiaris). Недавно по…

  • трасса 66

  • (no subject)

    Сыксти-сыкс.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments