lemuel55 (lemuel55) wrote,
lemuel55
lemuel55

и еще улюлюйск

…6. Войны он вёл следующие. Сначала воевал он с восточными варварами дважды и оба раза достиг успеха. Считая, однако, эти победы слишком незначительными, он не стал устраивать триумф и открыл новую войну с небольшим варварским племенем, жившим на севере. И эту войну он выиграл, хотя легионы понесли при этом большие потери, вследствие чего он вновь отказался от триумфа, ограничившись овацией. В это же время он без войны расширил границы на западе, заняв по договору с херусками земли сразу многих варваров, из которых многочисленнейшими были скифы. Народ этот прежде был разделён между Империей и венедами, теперь же был полностью покорён Иосифом.



7. Затем вёл он войну с херусками, величайшую из когда-либо случавшихся между смертными. И эту войну он выиграл, хотя легионы вновь несли большие потери и варвары разорили значительную часть земель, многих жителей истребив, других же обратив в рабов. После этой войны он всё-таки устроил триумф, величайший, как и сама война. По ходу войны он также устраивал овации, проводя по Городу пленных херусков и выставляя в общественных местах их оружие и повозки. Рассказывают, что и в этой войне проявился его нрав, о котором я расскажу в своём месте. Лучших солдат он будто бы велел изымать из первых рядов и ставить позади сражающихся, чтобы они истребляли всякого, кто обратится спиной к врагу. Другие же называют эту историю баснями, сочинёнными врагами Иосифа и самими херусками для оправдания их похода. Ведь это херуски начали войну, нарушив договоры.

8. Есть, впрочем, и те, кто утверждает, что войну подготовлял Иосиф, херуски же напали на нас, желая предупредить выступление легионов и воспользоваться для победы произведённым неожиданностью беспорядком. Это я вычитал в книжке некоего Резуна, о котором следует сказать несколько слов, чтобы было понятно, можно ли ему доверять. Резун вообразил себя божественным Суворовым, полководцем, который по причине невероятного искусства и удачливости был причислен к богам и которому граждане до сих пор приносят жертвы как богу войны. Убедившись в его безумии, родственники Резуна хотели подвергнуть его лечению чемерицей, но он бежал от них на Альбион, где принялся сочинять истории и выпускать их под именем божественного Суворова. Вот что такое этот Резун.

9. Внутри страны он также был весьма деятелен и беспрестанно проводил реформы, из которых я назову лишь несколько. Граждан, занимающихся сельскохозяйственным трудом, он частью прикрепил к земле, обратив в нечто вроде государственных рабов или спартанских илотов, частью переселил в города для занятия ремеслом. Многих при этом он отправил в изгнание, других уморил голодом, по утверждению одних – в результате ужасной ошибки, других – намеренно. Всякое производство он поощрял, способствуя постройке множества мастерских, сооружений и механизмов, заменивших труд рабов в мастерских. Многие из этих механизмов действуют до сих пор и я видел их сам, другие же разрушились в правление божественного Бориса, пренебрегавшего интересами государства. Также и после войны с херусками все повреждённые механизмы он восстановил и снова пустил в ход. Реки он перегородил плотинами, на которые также поставил механизмы, и соединил каналами для удобства торговцев. Торговлю, впрочем, как и само производство, он полностью взял в свои руки, запретив как гражданам, так и вольноотпущенникам и рабам владеть чем-либо, приносящим доход. Так он наполнил государственную казну, из которой ежегодно выделял содержание всем от рабов до сенаторов.

10. Страшен он был в равной степени для друзей и для врагов.

 



Subscribe

  • (no subject)

    Оч. красивое слово – реальгар. Также красивое слово – ламбрекен. К нему есть рифма собакéн (Canis familiaris). Недавно по…

  • трасса 66

  • (no subject)

    Сыксти-сыкс.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments