lemuel55 (lemuel55) wrote,
lemuel55
lemuel55

Categories:

иван тимофеев с комментариями

«Яко волки ото овец, ненавиденых им, отдели любезныя ему, знамения же на усвоения воины тмообразны наложи: вся от главы и до ног в черное одеяние облек, сообразны же одеждам их и коня им своя имети повеле; по всему воя своя вся яко бесоподобны слугу сотвори. Идеже они на казнь осужены посылаеми суть, — яко нощь темна видением зряхуся и неудержанно быстро ристаху свирепеюще, ови державнаго повеления презирати не смеюще, ови же самохотию от немилосердия работающе, суетне богатящеся, взором бо единем, неже смерти прещением, страшаху люди. Се чтущим ото образа вещи свойство ея знатно есть».

 

Несмотря на то, что Тимофеев никогда прямо не называет Ивана антихристом и связывает этот «титул» только с именем первого Лжедмитрия, как сами действия опричников, так и их внешний облик, подчеркнутый автором, вызывает у читателя однозначную ассоциацию. 



По мнению Тимофеева, тираническое и безжалостное правление Ивана Грозного, а также его отказ от праведного пути истинно христианского монарха создали условия, подготовившие приход антихриста, явившегося в образе самозванца. Но если Лжедмитрий — антихрист, а его жена Марина Мнишек — «человекообразная аспида» и блудница из Книги Откровение (Отк. 17), то Иван Грозный их предтеча. Иными словами, тимофеевские представления о Москве в конце XVI в. во многом соответствуют эсхатологическим понятиям той эпохи, т. е. представлениям о власти антихриста, которая должна утвердиться в мире после 7000 г.

 

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *

 

Тимофеев, очевидно, верил в то, что поведение Бориса во многом было продиктовано его необразованностью. Действительно, многие из современников отмечали, что Борис был неграмотен, и это та точка зрения, которую с первого взгляда разделяет Тимофеев:

 

«Он же презре словес силу, глаголемых Богом, ли не разумне, отнюдь, бо бе сим не искусен сы, от рожения бо до конца буквеных стезь ученьми не стрывая И чюдо, яко первый таков царь не книгочий нам бысть»

 

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *

 

Въезд первого Лжедмитрия в Москву описан Тимофеевым в апокалиптическом тоне. Гришка Отрепьев, первый Лжедмитрий, отказавшись от роли монаха, предназначенной для него Богом, узурпировал власть царя и продал свою душу дьяволу, представленному Тимофеевым в образе польского короля-католика. Описание въезда Марины Мнишек в Москву тоже построено в духе Апокалипсиса:

 

«Богопротивно, обаче всеукрашене бо та в царских лепотах, яко царица, колеснично фараоницки с отцем си в царский град приведеся, огнеподобно же ереси яростию, не яко царица, но человекообразная аспида, на християнство грядущи, дыша, подобие, якоже иже о женах во Откровении Богослова лежит: едина едину, нечистива благочестиву хотя потопити изо уст водою. Но убо ехидна сия аще и не водою, яко же та, но Росия вся, мир наш кровию от нея потоплен бысть, кто не весть?»

 

Марина — «мать всех блудниц», брак которой с Лжедмитрием никогда не мог быть узаконен, так как Лжедмитрий был монахом, нарушившим свой обет, сбросившим монашескую рясу ради того, чтобы заменить ее царскими регалиями.

 

*    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *    *

 

Семья Романовых (отец и сын) вернули стране покой и гармонию, возобновив чистоту царского образа в глазах народа:

 

«До избрания же новоцарения Богом воздвиженнаго в наследие царска от рода в роды государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии и до возвращения от Литвы паки на Русь такожь Богом даннаго онаго управителя, благаго его государева по плоти отца, великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии, тогда бяше такова земля наша по притчам двема, яко вдове нецей, иже по муже остаеме уподобляема и своеземными рабы разорительно обладаема и разтакаема и яко по жребиом разделяема, тем бо от Бога смотрительно наказуема, еже и бысть»

 

(М. Свобода)



Subscribe

  • (no subject)

    Раз уж мы вспомнили доброго короля Анри, то вот из старинного (2008) поста моего: «Людовик XIII , родившийся через год после женитьбы…

  • (no subject)

    Раз в год или в полгода я вспоминаю это никому не интересное двустишие, принадлежащее Светонию, Гаспарову, и неведомому древнему римлянину. "С…

  • соловьев (написано 150 лет назад)

    …Представим себе общество, составленное из людей с различными характерами: один человек очень умный, деятельный и деловой; он постоянно и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments