В числе гаванских развлечений нам удалось видеть праздник негров 6 января. В этот день вовсе нет езды, да трудно и быть ей. С раннего утра всё чёрное народонаселение выходит из домов в самых пёстрых костюмах, с уродливыми головными уборами и различным деревянным оружием. Толпы разделяются по происхождению от разных африканских племен. Дикие крики с адскою музыкою, в которой главный инструмент бездонная бочка, возвещают о приближении негритянской сатурналии.
Обыкновенно она врывается сначала в обширный двор генерал-капитана и там начинает неистовое торжество свое. Маэстро, сидя на бочке, бьет во всю мочь по натянутой на ней шкуре, а босые и часто нагие бесенята, поместившись сзади, дребезжат по клёпкам палками, каменьями и чем попало. Расписанный яркими цветами трубач дышит невпопад в берестовую трубу, а девушка с тамбурином, от природы отвратительная и еще более изуродованная охрою и суриком, гремит некстати бубнами. Толпа постепенно приходит в восторг, бросается в пляску, где черные плечи играют главную роль, и более или менее одушевляясь, переходит к непристойным телодвижениям. В это время сверху сыплется благодать в виде серебряной монеты; артистический восторг сменяется жадностью, и собравши манну, толпа благодарит щедрого подателя самым разногласным ревом. То же повторяется перед каждым домом, и черная прислуга спешит принять в оргии живое участие. Мои расспросы привели к тому только, что праздник имеет начало в воспоминании о волхвах, пришедших на поклонение Спасителю; один из них, как известно, был черный. Негры выбирают по этому случаю владыку, к которому сносятся все подаяния, и к чести их нужно сказать, что вырученные суммы идут на воспомоществования бедным и увечным. Ни полиция, ни хозяева не мешаются в народные забавы, и если б кто въехал в Гавану 6 января, то заключил бы, что в городе революция.